Главная  |  Режиссеры  |  Сергей Арсеньевич Майоров

Сергей Арсеньевич Майоров

Сергей Арсеньевич Майоров Заслуженный деятель искусств РСФСР и АзССР, театральный режиссер Сергей Арсеньевич Майоров родился 5 (18) июля 1903 года. Майорову довелось работать в Бакинском русском драматическом театре и в Московском театре Революции главным режиссером, а также в Волгоградском драматическом театре – художественным руководителем. Посчастливилось сотрудничать с самим В.Э.Мейерхольдом. Сергей Арсеньевич был одним из тех театральных деятелей, кто стоял у истоков формирования нового советского театра. На его глазах театр менялся, разрушались закостенелые идеологические рамки. Все больше появлялось смелых и талантливых режиссеров, ставящих классические произведения, а также обращающихся к современной советской драматургии, поднимающей острые социальные вопросы. Сергей Арсеньевич также отдавал предпочтение советским драматургам, особенно ему нравились произведения Вишневского и Погодина. В Бакинском театре Майоров поставил следующие спектакли - "Мать" Горького (1927), "Человек с портфелем" Файко, "Голос недр" Билль-Белоцерковского (обе - в 1928), "Темп" Погодина (1930), "Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931); "На Западе бой" Вишневского (1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Невеста огня" Джабарлы, "Любовь Яровая" (обе - в 1933), "Оптимистическая трагедия"; "Аристократы" Погодина (1936) и многие другие.

С 1945 по 1958 год Сергей Майоров возглавлял Московский драматический театр (сейчас он носит название Театр на Малой Бронной). Сергеем Арсеньевичем было поставлено за эти годы более 20 спектаклей. Самыми запоминающимися стали постановки Лопе де Вега «Девушка с кувшином», В. Семенова «Там, где не было затемнения», А. Файко «Человек с портфелем», М. Козакова и А. Мариенгофа «Золотой обруч», Н. Бирюкова «Чайка», Оноре де Бальзака «Месть Вотрена» Д. Голсуорси «Мертвая хватка».

В 1958 году Сергея Арсеньевича Майорова назначили главным режиссером театра Ленком. В те времена главный столичный театр переживал сложный период. В 1951 году не стало Ивана Берсенева, который продолжительное время являлся художественным руководителем и главным режиссером Ленкома. Именно Иван Берсенев в 30-е годы задал основное направление в развитии Ленкома, собрал звездную плеяду актеров. Достичь его уровня было непросто. Однако Сергей Майоров работал самозабвенно. Он подготовил и выпустил в Ленкоме следующие спектакли - "Хлеб и розы" Салынского (1957), "Пароход зовут "Орлёнок"" Галича (1959), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959)(постановка совместно с В.Р. Соловьевым), " Товарищи Романтики" М. Соболя)(постановка совместно с С.Л. Штейном). Он подготовил уверенный фундамент для следующего руководителя – Анатолия Эфроса, который пришел в Ленком в 1963 году. И хотя спектаклей, ставших классическими, у Сергея Майорова не было – но он вел подвижническую жизнь в искусстве и со своей стороны многое сделал для развития театра в СССР. Характерной чертой его творчества было стремление к яркой и выразительной форме спектакля, к внушительным гражданским тематикам.
 

 

Сергей Арсеньевич Майоров: отзывы зрителей (0)