Главная  |  Легенды  |  Валентин Гафт

Валентин Гафт

Гафт Валентин ИосифовичГафт Валентин Иосифович

 Выдающийся актер театра и кино, Народный артист РСФСР (1984), Лауреат Царскосельской премии (1993) Валентин Иосифович Гафт родился в Москве 2 сентября 1935 года, в семье адвоката Иосифа Романовича Гафта. Ни отец, ни мать Валентина Гафта к театру отношения не имели. Мама, Гита Давыдовна, сумела привить сыну любовь к порядку и организованности, а отец передал такие черты характера, как гордость и сила, но при этом скромность. Детство Валентина прошло в коммунальной квартире. Жили Гафты скромно, однако их совершенно не смущала теснота, поскольку в семье царили взаимопонимание и любовь. Впервые Валентин познакомился с театральным искусством, когда учился в четвертом классе. Ребят повели на пьесу Сергея Михалкова «Особое задание». Валентин был заворожен происходящим на сцене действием, всему верил. Однако в то время желание стать актером еще не появилось, оно пришло немного позже, в старших классах, и Гафт решил принять участие в школьной самодеятельности.

Но в юности Валентин немного стеснялся своего желания стать актером, поэтому поступал тайком от всех. Сразу подал документы в Школу-студию МХАТ и в Щукинское училище, с первой попытки поступил в МХАТ, чему был крайне удивлен, до последнего не верил своей удаче. Надо сказать, что за несколько дней до экзаменов Гафт повстречал на улице Сергея Столярова, и обратился к нему с просьбой о прослушивании. Столяров дал целеустремленному и смелому юноше несколько уроков, которые впоследствии очень помогли Гафту при поступлении.

Свою дебютную роль в кино Валентин исполнил, будучи студентом Школы-студии МХАТ. Эта была роль почти без слов в фильме 1956 года «Убийство на улице Данте», где одну из главных ролей исполнял Михаил Козаков. В том же году Гафт снялся в эпизоде романтической драмы «Поэт». Так началось постепенное и уверенное восхождение талантливого актера к вершинам кинокарьеры. Постепенное – потому что долгое время Гафту предлагали только второстепенные и эпизодические роли. Сам актер объясняет это своей «странной, нерусской» внешность. В то время требовались другие типажи. Первые заметные роли стали появляться в 70-х годах – например, Брассет в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя». Но истинную популярность и всенародную любовь Валентин Гафт получил, когда начал сотрудничать с режиссером Эльдаром Рязановым («Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты»). В 80-е годы актер стал получать множество интересных предложений и от других режиссеров. Всего Валентин Гафт снялся в более сотни фильмов, и продолжает быть востребованным актером, снимается и в настоящее время.

В 1957 году Валентин Гафт окончил Школу-студию МХАТ, и некоторое время не мог устроиться на работу ни в один театр. Наконец юноше помог Дмитрий Журавлев, известный чтец. Так Валентин оказался в Театре имени Моссовета. Здесь ему не слишком понравилось – в частности, не нравились предлагаемые роли. В начале 60-х годов Валентин Гафт работал в Театре на Малой Бронной, затем у А.А.Гончарова, в небольшом театре на Спартаковской улице. В 1964 году Гафт пришел в Ленком, к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь проработал до 1969 года. Ленком стал важным этапом в жизни Валентина Гафта, едва ли не самым значительным в творческой биографии актера. Ведь Эфрос ставил потрясающие спектакли, которые тут же становились театральной классикой. В Ленкоме, у Эфроса, Гафт получил колоссальный ценный опыт, который превратился затем в прочный фундамент его великолепного актерского мастерства. В 1965 году Валентин Гафт исполнил роль Евдокимова в спектакле «104 страницы про любовь», в 1966 – Маркиза д’Орсиньи в постановке «Мольер» по пьесе М.Булгакова. В 1969 году Гафт по приглашению Олега Ефремова перешел в «Современник». Этот театр стал для актера вторым домом, именно на его сцене он исполнил множество блистательных ролей, лучшие среди которых – Джордж («Кто боится Вирджинии Вулф»), «Лопатин» («Из записок Лопатина»), Глумов («Балалайкин и К»), Горелов («Спешите делать добро»), Рахлин («Кот домашний средней пушистости»).

 Роли Гафта в Ленкоме:

Судебная хроника(Я. Волчек, постановка А.М. Адоскина и А.В. Эфроса, Пом. режиссера — С. Я. Григорьевская, М. Ф. Рутковская) - Григоренко,

"Чайка"( постановка А.В. Эфроса, художники В. И. Лалевич и Н. Н. Сосунов) - Константин Гаврилович Треплев, ее сын.

 

 

 

Валентин Гафт: отзывы зрителей (2)

Анастасия 2011-06-29
Великий актер!

Петр Станиславович 2010-05-19
Валентин Гафт – это талант, нет…ТАЛАНТ! Величина, уникальность во всем, за что бы он ни брался, будь то роли в театре, кино или его блестящие эпиграммы. Таких актеров и таких личностей, как он, становится все меньше, и люди и артисты мельчают… А в Гафте – врожденное благородство, интеллигентность, душевная глубина и мудрость. Я живу в Курске, и в конце 2009 года Валентин Гафт приезжал к нам с Ольгой Михайловной. Мы с супругой были на их представлении. Зрители никак не желали отпускать Гафта со сцены, а я подумал тогда, что годы не властны над этим великим человеком. Да, Валентин Иосифович уже пожилой актер – но вот смотришь на него, слушаешь его и каждый раз влюбляешься заново, и не замечаешь этих прожитых лет. Любим, ценим, восхищаемся!