Главная  | Рецензии  | Идеологическое воспитание театрального коллектива (1949 год)

Идеологическое воспитание театрального коллектива (1949 год)

Идеологическое воспитание театрального коллектива (1949 год)

В. ПОЛЯКОВ
Секретарь партбюро Театра им. Ленинского комсомола

Театр им. Ленинского комсомола всегда отводил основное место в своем репертуаре боевой советской пьесе. За двадцать с лишним лет творческой жизни нашего театра им было поставлено 58 пьес, из них — 48 современных и 10 классических. В течение 1948 года было сыграно 229 советских спектаклей и 149 классических.

За последние годы коллектив театра прилагает все силы, чтобы выполнить решения Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам. Все наши репертуарные планы мы строим на основе постановления ЦК ВКП(6) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В жизни нашего театра стало традицией занимать в советских спектаклях лучших актеров и режиссеров, добиваться высокохудожественного оформления постановок, тщательно следить за состоянием текущего репертуара, чтобы качество рядового спектакля ничем не отличалось от премьеры. Наш зритель одобряет советский репертуар, создаваемый Театром имени Ленинского комсомола, — об этом красноречиво свидетельствует высокая посещаемость спектаклей.

Во всей большой и напряженной повседневной работе коллектива ведущая роль принадлежит коммунистам. Руководителями нашего театра являются коммунисты. Коммунисты возглавйягот важнейшие производственные участки, некоторые из членов нашей партийной организации являются ведущими актерами.

Парторганизация принимает активное участие в обсуждении репертуарных планов театра. Коммунистов и беспартийных товарищей из числа лучших актеров и режиссеров руководство театра привлекает к обсуждению замыслов авторов, которые пишут новые пьесы для нашего театра; устраиваются групповые читки пьес. Таким образом, к работе с авторам привлекаются многие члены коллектива. Пьесы, намеченные к постановке, широко обсуждаются всем творческим составом театра. О создании репертуара заботятся не только коммунисты, возглавляющие соответствующие производственные звенья, но и парторганизация в целом, мобилизуя весь коллектив на подготовку боевых, партийных спектаклей.

Сейчас коллектив театра интенсивно работает над выпуском ряда новых спектаклей. Так, пьесу бр. Тур «Особняк в переулке» театр выпустил в кратчайшие сроки — в полтора месяца.

За этим спектаклем театр показывает пьесу Л. Аграновича «В окнах горит свет» и комедию Н. В. Гоголя «Женитьба». Кроме этих работ, по инициативе общественных организаций и ведущих творческих работников, разработана обширная концертная программа из произведений советских писателей и русских классиков, в которой будет занят весь творческий состав театра. Силами театра инсценирована и поставлена повесть Антонова «Лена». Эта концертная программа предназначена главным образом для обслуживания подшефных организаций. В реализации всех этих мероприятий активное участие принимает парторганизация театра.

Чтобы достичь успеха в осуществлении этих задач, необходимо глубокое знание великих общих целей советского народа и путей к ним, необходимо глубокое знание марксистско-ленинской теории. Поэтому идеологическое воспитание коллектива — центральная задача партийной организация театра, этой задаче подчинена, по существу, вся наша работа.

К изучению марксистско-ленинской теории мы привлекаем не только коммунистов, но и беспартийных, и прежде всего ведущих актеров нашего театра. Огромным подспорьем в этом деле является для нас университет марксизма-ленинизма при Центральном доме работников искусств. За три года существования университета курс учебы в нем закончили 34 работника нашего театра и в настоящее время учатся еще 26 человек. Среди отлично окончивших учебу в университете лауреаты Сталинской премии, народные артистки РСФСР С. Бирман и С. Гиацинтова; заслуженные артисты РСФСР А. Вовси, А. Шатов, артисты И. Мурзаева, Н. Паркалаб, В. Поляков, Н. Далеков, А. Петроченко и другие. Можно без преувеличения сказать, что за немногими исключениями вся наша труппа в этом году заканчивает обучение в университете марксизма-ленинизма. Кроме того, в университете учатся сейчас ведущие работники производственных цехов и большая группа молодых актеров нашего театра.

Подготовка спектакля по природе своей — работа коллективная и успех ее зависит от всех работников театра. Поэтому идеологическое воспитание сотрудников наших технических цехов также является серьезной задачей парторганизации.

Внутри театра развернута широкая сеть партийного просвещения. Работают кружок по изучению истории ВКП(б) для коммунистов и такой же кружок для беспартийных, а также политшкола для молодежи. Пропагандистами в этих кружках являются члены нашей парторганизации, окончившие университет марксизма-ленинизма: заместитель директора театра Н. Матвеев, художник театра 3. Сирвинт, а также заместитель секретаря партбюро и заведующая литературной частью театра Р. Ольшевец. Наш опыт показывает, что при «собственных» пропагандистах политсеть работает лучше: наши пропагандисты пользуются авторитетом в коллективе, они хорошо знают своих слушателей и все особенности их повседневной производственной деятельности.

Окончившие университет марксизма-ленинизма являются основной опорой партийной организации в работе по идеологическому воспитанию коллектива и в общественной работе. В театре есть агитколлектив, объединяющий 11 агитаторов, шестеро из них закончили обучение или учатся сейчас в университете марксизма-ленинизма. Среди них — актеры М. Бокк, А. Бобров, В. Бегтин, Н. Паркалаб, И. Мурзаева и руководитель агитколлектива А. Чарухчиянц. В связи с занятиями в университете марксизма-ленинизма возросла активность и политическая сознательность многих наших общественников, и это дало коллективу театра возможность доверить им важнейшие участки работы: заслуженный артист РСФСР А. Шатов, актеры Н. Далеков и Н. Паркалаб избраны в руководство месткома, К. Маринина является секретарем комсомольской организации театра, заслуженный артист РСФСР В. Всеволодов — председатель редколлегии нашей газеты.

Огромное значение для идеологического воспитания коллектива имеют политико-массовые мероприятия. Мы уже упоминали о действующем у нас агитколлективе. Кроме того, в театре довольно часто устраивается лекции на общественно-политические темы, по вопросам международного положения, встречи коллектива с выдающимися деятелями искусства, литературы, техники. Например, народный артист СССР кинорежиссер Г. Александров прочитал у нас доклад о поездках советской делегации на международный кинофестиваль в Италию и на съезд кинодеятелей во Францию; знатный железнодорожник, генерал-директор тяги Зинаида Троицкая рассказала нам о работе женщин на транспорте.

Мы стремимся к тому, чтобы политико-массовая работа не только расширяла кругозор участников нашего коллектива, но и была бы тесно связана с подготовкой спектаклей. Так, в период подготовки спектакля «Губернатор провинции» братьев Тур и Л. Шейнина мы встретились с комендантом одного из округов советской зоны оккупации Германии и он познакомил участников спектакля с обстановкой своей работы. В связи с капитальным возобновлением спектакля «Юность отцов» Б. Горбатова силами молодых актеров, окончивших нашу студию, была организована встреча коллектива с поэтом А. Сурковым; он рассказал Молодым артистам о первых годах комсомола. Сейчас театр работает над пьесой А. Кучара «Это было в Минске» — о борьбе белорусского народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны. Для участников спектакля была организована беседа с одним из руководителей партизанского движения в Белоруссии B. И. Козловым, ныне — председателем Президиума Верховного Совета БССР.

Большое значение в жизни театра имеют производственные совещания. К сожалению, до последнего времени они проводились у нас обычно после выпуска спектакля и лишь подводили итоги работы коллектива. Теперь мы начали проводить производственные совещания в начале каждого этапа подготовки спектакля и раздельно, по цехам. Борьба за выполнение решений производственного совещания будет основой социалистического соревнования. Эти решения дадут материал для бесед и нашим агитаторам. Таким образом нам удастся изжить очень серьезный недостаток в их работе, Ибо сейчас беседы агитаторов проводятся только в связи с политическими кампаниями и слабо связаны с внутренней жизнью театра.

Коммунисты и беспартийные большевики нашего коллектива ведут значительную общественную работу за пределами театра, горячо откликаются на важнейшие политические события. Особенно ярко проявлялась их активность в период выборов в Верховный Совет СССР, в Верховный Совет РСФСР, в местные Советы и во время выборов народных судей и народных заседателей. Они вели большую агитационную работу на избирательном участке. При выборах в местные Советы и при выборах народных заседателей баллотировались в члены вашего коллектива: коммунист нашей парторганизации, художественный руководитель театра, народный артист СССР И. Берсенев избран депутатом Московского Совета; комсомолка актриса Т. Байкова выбрана депутатом Свердловского райсовета; заслуженные артисты РСФСР Н. Кутасина, А. Пелевин, актриса Л. Голова и инженер театра Л. Лебедев избраны в народные заседатели.

В предвыборные дни, когда были выдвинуты кандидатуры этих товарищей и происходили их встречи с избирателями, мы видели, как живо интересуются трудящиеся работой театра, творчеством актера. Такие встречи актеров со своими зрителями очень много дают коллективу театра, и мы систематически проводим творческие рапорты на крупнейших предприятиях Москвы. Парторганизация нашего театра стремится к тому, чтобы такое общение актеров со зрителями было повседневным в разносторонним.

Под руководством МК и МГК ВКП(б) предприятия и учреждения столицы ведут большую работу в помощь колхозам Московской области. В этой работе активное участие принимает и Театр им. Ленинского комсомола. Уже два года мы шефствуем над Загорским районом Московской области. Для обслуживания колхозников в дни весенней посевной кампании мы посылали агитбригаду со специальной программой.

Для участников совещаний передовиков сельского хозяйства в гор. Загорске были сыграны в первом составе спектакли «Губернатор провинции», «Не ждали», «Так и будет» и «Беспокойные люди».

Особенно тесно связан Театр имени Ленинского комсомола с колхозом «Труд» — передовым колхозом Загорского района. Здесь мы оборудовали вновь построенный клуб. Художественной самодеятельностью колхоза руководит актер нашего театра В. Адлеров. Руководимый им колхозный драматический кружок выдвинут сейчас для участия в заключительном туре смотра сельской театральной самодеятельности и показывает свою работу в Москве.

Наша ближайшая задача — организовать помощь художественной самодеятельности по всему Загорскому району. Связь нашего театра с колхозами Загорского района, личное общение актеров с тружениками колхозных полей несомненно помогут нам в работе над пьесой о социалистической деревне, которую пишет для Театра им. Ленинского комсомола драматург Е. Мальцев.

Наша партийная организация принимает деятельное участие в шефской работе театра в частях Советской Армии.

Большая идейно-воспитательная работа, которую ведет парторганизация в коллективе театра, вызвала значительный политический рост наших актеров и работников технических цехов. Это дало нам право принять лучших из них в ряды ВКП(б). Так, в течение 1947—1949 гг. в партию были приняты: художественный руководитель театра народный артист СССР И. Берсенев, актриса и режиссер И. Мурзаева, актер и режиссер, заслуженный артист РСФСР В. Всеволодов, актер В. Бегтин, заведующий электроцехом театра А. Прокофьев, художник 3. Сирвинт. Кандидатами в члены ВКП(б) приняты актеры и режиссеры Н. Паркалаб и Е. Гуров.

Наша партийная организация уделяет много внимания вопросам идеологического воспитания коллектива. Однако работа эта не свободна от существенных недостатков. К ним мы прежде всего относим то, что товарищи, окончившие университет марксизма-ленинизма, не продолжают своей учебы. Нам кажется, что они должны самостоятельно заняться дальнейшим серьезным, глубоким изучением марксистско-ленинской эстетики, тем более, что ей уделяется мало внимания среди дисциплин, изучаемых в университете марксизма-ленинизма при ЦДРИ. В этом большом и важном деле не должно быть кустарщины: учеба должна вестись по плану и программам, разработанным высококвалифицированными преподавателями, а в помощь учащимся надо создать семинары и консультации. Организатором этой учебы должен быть университет марксизма-ленинизма при Центральном доме работников искусств и Дом актера ВТО.

В гораздо большей степени, чем мы это делаем сейчас, надо систематически развертывать массово-политическую работу вокруг спектакля.

Необходимо, чтобы районные комитеты ВКП(б) созывали собрания актива — актеров и режиссеров — коммунистов, секретарей партийных организаций и членов партбюро театров — для обмена опытом практической работы. Это несомненно оживит деятельность театральных партийных организаций, которые сейчас очень слабо связаны друг с другом и нередко «варятся в собственном соку», не зная, как ведется партийная работа в других театрах. Хотелось бы, чтобы и на страницах газеты «Советское искусство», «Литературной газеты» и журнала «Театр» помещались статьи о работе партийных организаций наших театров.

Огромное внимание партии, правительства и всего советского народа к искусству налагает на нас серьезные обязательства. Сейчас стало легче и радостнее работать — разоблачена и разгромлена антипатриотическая группа критиков-космополитов, пытавшихся очернить все лучшее, что есть в советском искусстве, дискредитировать его страстную большевистскую партийность. Но эту новую заботу партии об искусстве мы, работники театра, и в первую очередь коммунисты, должны ответить созданием новых спектаклей, достойных великой сталинской эпохи.