Главная  | Рецензии  | Двадцатилетие Московского Государственного театра имени Ленинского комсомола (1948 год)

Двадцатилетие Московского Государственного театра имени Ленинского комсомола (1948 год)

Двадцатилетие Московского Государственного театра имени Ленинского комсомола (1948 год)


Общественность Москвы отмечает двадцатилетний юбилей Московского Государственного театра имени Ленинского комсомола.

В 1927 году по решению Московского комитета ВКП(б), Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ был создан Центральный театр рабочей молодежи.

Первое время театр помещался на Сретенке, в кинотеатре «Уран», где ему были отведены две небольшие комнаты. Сюда, группами и в одиночку, приходили юноши и девушки, желавшие посвятить себя работе в театре. Это были участники кружков художественной самодеятельности московских фабрик и заводов. Из 400 молодых людей, прошедших испытания, было отобрано 60 человек. Они и составили труппу театра. Первые три года молодые энтузиасты продолжали работать на производстве, а театру отдавали свободное время.

Многие из них — заслуженный артист РСФСР и Узбекской ССР В. Соловьев, В. Поляков, Н. Далеков, А. Бобров и другие — прошли вместе с театром весь двадцатилетний путь и продолжают работать по настоящее время.

Театр поставил перед собой задачу помогать комсомолу воспитывать молодых строителей социалистического общества. В его репертуаре были пьесы о пятилетке, о жизни и работе молодежи. Но первые спектакли театра имели много недостатков, чрезвычайно схематично изображали нашу жизнь.

Причиной этого были ошибки руководителей театра. Они отрицали необходимость овладения театральной культурой, считали, что актер — не создатель реалистического образа, а лишь один из элементов спектакля, такой же, как свет, музыка, радио. В построенных по этому принципу спектаклях не было правдивой и глубокой картины жизни, она подменялась набором световых, звуковых и прочих формалистических трюков.

Найти правильный путь театру помог Московский комитет ВКП(б). По его решению в 1933 году для работы в театр была приглашена группа актеров и режиссеров МХАТ во главе с И. Я. Судаковым, который стал художественным руководителем театра.

В этот период осуществляются первые спектакли, где молодые актеры создавали художественные образы своих современников («Как закалялась сталь» Н. Островского), людей другой страны («Продолжение следует» А. Бруштейн) и даже другой эпохи («Бедность не порок» А. Островского).

Особенно плодотворным периодом с работе театра является последнее десятилетие, когда по решению руководящих партийных и комсомольских организаций художественным руководителем театра был приглашен один из крупнейших деятелей советского - театра, талантливый художник И. Н. Берсенев. Вместе с ним в труппу театра вступили редкие мастера сценического искусства как С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова и группа талантливых актеров — А. Вовси, О. Фрелих, Е. Гуров, Р. Плятт, Б. Оленин и другие.

Ученики и последователи К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, И. Н. Берсенев, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова начали серьезное воспитание коллектива в духе лучших традиций русского реалистического искусства. Изживалась любительщина и кустарщина, и развивалось в совершенно новом качестве свойственное молодому театру стремление к современности.

Молодые актеры, работая под руководством опытных мастеров, создавая вместе с ними спектакли, получили большие возможности для совершенствования своего мастерства.

В 1938 году решением Центрального Комитета ВЛКСМ театру было присвоено имя Ленинского комсомола. Коллектив с большим политическим и творческим подъемом встретил это решение.

Всю свою работу театр подчинил задаче воспитания молодых строителей коммунистического общества в духе советского патриотизма, в духе преданности делу Ленина — Сталина. Для этого спектакли театра должны были отвечать на волнующие молодежь вопросы, дать ей правильное представление о прошлом, чтобы у молодежи было ясное сознание, что только в нашем обществе осуществляются надежды и чаяния передового, прогрессивного человечества. Театр должен всячески способствовать тому, чтобы молодые люди стали активными строителями коммунистического общества, беззаветными защитниками социалистической родины.

В день своего 20-летия коллектив театра может с гордостью сказать, что он достиг серьезных успехов.

За двадцать лет Московский Государственный театр имени Ленинского комсомола стал одним из популярных столичных театров. Одаренность, мастерство его актеров и режиссеров ныне общепризнаны. Творческий рост театра — результат упорного, напряженного труда.

Творческое лицо театра определяется его горячим интересом к современной теме. За двадцать лет своего существования театр поставил 54 пьесы, из них 44 современных и 10 классических.

Художественный руководитель театра И. Н. Берсенев с первых же дней своей работы прилагает большие усилия к созданию современного репертуара. В театре возникает традиция работы с драматургами.

Театр привлек в драматургию В. Кнехта, Ш. Гергеля, О. Литовского, Ф. Кравченко и поставил пьесы А. Корнейчука. Н. Погодина, бр. Тур и Л. Шейнина, Б, Лавренева и многих других советских драматургов.

В 1940 году произошла встреча театра с молодым талантливым поэтом К. Симоновым. Эта встреча превратилась в долголетнюю дружбу. Из семи пьес, написанных К. Симоновым, театр поставил пять.

Выбор пьес в театре не был случайным. В его репертуаре на протяжении многих лет разрабатываются одни и те же проблемы. К ним относится прежде всего проблема создания образа молодого человека нашего времени. Театр посвятил этой теме много спектаклей. Этапными работами в разрешении ее были спектакли: «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Юность отцов» Б. Горбатова.

Театр первый в Союзе осуществил инсценировку романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Эта работа не была свободна от недостатков, но начало было положено. Павел Корчагин встретился с теми, для которых его жизнь, беззаветная преданность партии служила примером. Успеху спектакля способствовало хорошее исполнение П. Шпрингфельдом роли Павла Корчагина, В. Соловьевым — роли Жухрая, В. Суровой — роли Тони. После Трама десятки театров Советского Союза поставили этот спектакль.

Большой удачей театра и его художественного руководителя И. Н. Берсенева была пьеса К. Симонова «Парень из нашего города». В ней показано, как комсомолец Сергей Луконин стал боевым командиром Красной Армии, Героем Советского Союза.

Сергей Луконин принадлежит к следующему за Павлом Корчагиным молодому поколению. Давно кончилась гражданская война. Страна осуществляет первую пятилетку, практически претворяет в жизнь то, о чем мечтали, за что отдали жизнь многие сверстники Павла Корчагина. Сергей Луконин страстно любит свою родину и хочет быть ей максимально полезен.

«Какое счастье, — говорит Сергей, — каждый день знать, что ты нужен стране, ездить по ее командировкам, предъявлять ее мандаты...»

Сергей Луконин — большевик. Это определяет нормы его поведения в жизни.

С большим успехом сыграли в этом спектакле артисты театра: В. Соловьев — Сергея Луконина, Ф. Заславский и В. Всеволодов — товарищей Луконина Гулиашвили и Савостьянова, Н. Паркалаб — Варю, А. Шатов — Бурмина. Прекрасный образ француженки, нашедшей свою родину в Советском Союзе, создала С. Бирман. В образе Сергея Луконина и его товарищей театр воспроизвел черты, характерные для молодого человека нашего времени: кипучую энергию, высокое чувство долга, честность и принципиальность, готовность пожертвовать жизнью для торжества коммунизма.

Спектакль «Парень из нашего города» также обошел почти все театры нашей страны и возобновлялся многими из них в период Великой Отечественной войны, когда с новой силой зазвучал патриотизм Сергея Луконина и его товарищей.

В театре имени Ленинского комсомола этот спектакль сыгран около трехсот раз. Сейчас его играет новое поколение актеров, и до сих пор он пользуется заслуженной любовью зрителя.

К 20-летию комсомола писатель Б. Горбатов по просьбе театра написал пьесу «Юность отцов» — о поколении, чья юность совпала с рождением советской власти, о поколении, созревшем и закалившемся в огне и буре гражданской войны.

Эта постановка И. Н. Берсенева прекрасно воссоздает атмосферу эпохи, атмосферу молодости, страстной, волевой, борющейся и побеждающей. Спектакль «Юность отцов» — это поэтическая зарисовка славного прошлого, которое продолжает жить в героическом настоящем. Он рассчитан на юношество, но волнует и взрослого зрителя. Сейчас спектакль возобновляется в исполнении молодых актеров.

Несомненной заслугой театра является то, что созданные им спектакли о молодежи — подлинно художественные произведения — много лет сохраняются в репертуаре театра, что их играют по всему Советскому Союзу.

Много спектаклей посвятил театр теме героического труда нашего народа: «Ночь в сентябре» И. Чекина — о зарождении стахановского движения; «Галина» И. Штока — о колхозном труде и другие.

К числу лучших работ театра нужно отнести спектакли, помогавшие воспитывать молодежь в духе непримиримой борьбы с фашизмом.

Прошло уже почти пятнадцать лет, как театр поставил свой первый антифашистский спектакль — «Продолжение следует» А. Бруштейн.

Следующей постановкой на эту тему был спектакль «Мой сын» Ш. Гергеля и О. Литовского. Он явился страстным призывом к борьбе с фашизмом. Спектакль нашел горячий отклик в сердцах зрителя. Своим успехом прежде всего он был обязан режиссерской работе И. Н. Берсенева.

Большой творческой удачей было исполнение роли Марии Эстераг С. Г. Бирман, Пали Эстераг — В. Соловьевым, Иосифа Ковач — А. Г. Вовси, военного следователя — Ф. Заславским.

В 1945 году театр показал спектакль «Под каштанами Праги» К. Симонова. Это был голос советского драматурга, советского театра, напоминающий, что борьба с фашизмом еще не окончена.

Своему успеху спектакль был обязан режиссерской работе С. Бирман, актерам С. Килигину, В. Серовой, А. Шатову, A. Вовси, В. Всеволодову, Н. Паркалаб, B. Соловьеву, А. Пелевину, Т. Окуневской. Две работы театра — «Русский вопрос» К. Симонова (постановка С. Бирман), «Губернатор провинции» 6р. Тур и А. Шейнина (постановка И. Берсенева) — принадлежат к числу тех спектаклей, которые выпущены театром после исторического решения ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению».

В спектакле «Русский вопрос» К. Симонова перед зрителями предстает мир лживой американской демократии, где все продается и особенно «свободная пресса».

Актеры И. Берсенев (Макфеосон), А. Пелевин (Гарри Смит), В. Серова (Джесси), В. Брагин (Боб Мэрфи), А. Шатов (Харди) создают яркую, реалистическую картину жизни современной Америки.

В пьесе «Губернатор провинции» бр. Тур и Л. Шейнина главное действующее лицо, полковник Кузьмин (И. Берсенев), назначен губернатором немецкой провинции, оккупированной советскими войсками. Рядовому советскому офицеру приходится решать серьезные политические и экономические вопросы. Правильно решать их ему помогает то, что он — советский человек, горячо преданный своей родине, чувствующий ответственность за судьбы мира.

Особенно ценно в работах театра то, что он в своих спектаклях на острые политические темы создает реалистическую картину жизни. Так, о спектакле «Русский вопрос» газета «Культура и жизнь» писала: «На сцене не политическая схема, а живая, правдивая картина... Театр еще раз показал свою связь с жизнью, уменье быстро откликаться на важнейшие вопросы современности, свой художественный вкус в постановке и разрешении серьезных проблем».

За двадцать лет театр осуществил постановку многих пьес классического репертуара: «Живой труп» Л. Толстого (постановка С. Бирман), «Месяц в деревне» И. Тургенева (постановка С. Гиацинтовой), «Зыковы» и «Васса Железнова» М. Горького (постановка С. Бирман), «Бедность не порок» А. Островского (постановка И. Судакова), «Снегурочка» А. Островского (постановка Е. Гурова), «Нора» Г. Ибсена (постановка И. Берсенева и С. Гиацинтовой), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (постановка С. Бирман), «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (постановка И. Берсенева и С. Гиацинтовой), «Наш общий друг» Н. Венкстерн по Диккенсу (постановка И. Берсенева).

Из богатого классического наследия театр выбирает то, что близко советскому зрителю, что служит делу его воспитания. Особенно богата в этом отношении драматургия М. Горького. Театр сыграл две пьесы М. Горького — «Зыковы» и «Васса Железнова». Обе они поставлены С. Бирман. В пьесе «Васса Железнова» С. Бирман исполняет главную роль.

Глубокий и сложный образ создает актриса С. Бирман. Васса не останавливается ни перед чем, чтобы найти наследника, то есть чтобы быть уверенной, что у Железновых есть будущее. Но все ее усилия тщетны — даже в ее собственной семье ее никто не понимает. Внезапная смерть Вассы символизирует обреченность ее класса. «Васса Железнова» — правдивый и сильный спектакль и справедливо считается одним из лучших спектаклей театра.

Осуществляя постановку той или иной классической пьесы, театр своей трактовкой как бы заново прочитывает ее. Особенно характерны в этом отношении спектакли «Живой труп» Л. Толстого, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.

В спектакле «Живой труп» режиссер С. Бирман и исполнитель роли Протасова И. Берсенев подчеркивают в образе главного героя Феди Протасова протест против нравов того общества, в котором живет герой, снимая тему покорности судьбе, непротивления злу. В этом спектакле талантливо сыграла роль Маши молодая актриса, воспитанница театра Н. Кутасина.

В спектакле «Сирано де Бержерак» (постановка С. Бирман) главной темой является мужество Сирано. Сирано (И. Берсенев) — это человек, превыше всего ставящий свободу, непримиримый ко всякой несправедливости. Театр увидел и показал в Сирано те черты, за которые он особенно любим французским народом, называвшим именем Сирано отряды сопротивления в период борьбы с немецким фашизмом. За эти качества полюбил его и советский зритель.

Спектакль «Месяц в деревне» принадлежит к числу лучших спектаклей театра. Постановщик спектакля и исполнительница главной роли С. В. Гиацинтова создала спектакль, в котором прекрасно передана идея автора, поэзия его произведения, спектакль, в котором при ясности рисунка сохраняется сложность образов.

Своим успехом спектакль также обязан исполнению Е. Фадеевой (Верочка), В. Всеволодова (О. Шпигельский), О. Фрелиха (Ракитин), И. Мурзаевой (Елизавета Богдановна ), А. Петроченко (Беляев), В. Марута (Большинцов).

Великая Отечественная война былa серьезным испытанием для творческих сил коллектива театра. По решению правительства он выехал в Узбекскую республику. В годы Отечественной войны театр много и напряженно работал. Именно в этот период репертуар его особенно насыщается современными пьесами. Первым в стране он сыграл «Фронт» А. Корнейчука. Театр также оказал помощь в развитии театрального искусства в Узбекской республике. И. Н. Берсенев поставил в Государственном Узбекском Академическом театре имени Хамза спектакль «Полет орла». Правительство Узбекистана присвоило звания и наградило грамотами 19 работников театра.

В годы войны театр провел большую работу по обслуживанию действующих частей Советской Армии. Две артистические бригады театра дали на фронтах Отечественной войны 150 спектаклей и около тысячи концертов.

В 1946 году театру выпала большая честь представить советское театральное искусство в Югославии. Во время гастролей он показал свои лучшие спектакли в десяти городах и дал концерты на крупнейших предприятий республики. Большой художественный и политический успех театра нашел свое выражение в награждении двадцати актеров орденами республики.

Театру имени Ленинского комсомола двадцать лет. Он твердо идет по пути социалистического реализма, овладевая все новыми высотами искусства. Театр отличается тонким художественным вкусом, чувством меры.

За годы своей работы он воспитал целую плеяду молодых талантливых актеров — В. Соловьева, В. Серову, В. Марута, И. Мурзаеву, Ф. Заславского, В. Всеволодова, А. Пелевина, И. Лобызовского, Е. Фадееву, Н. Паркалаб, Н. Кутасину, А. Козлову, В. Адлерова, Т. Окуневскую — и пригласил в свою труппу таких талантливых актеров, как заслуженные артисты республики А. Шагов, Б. Брагин, Д. Иванов.

При театре пятый год работает студия. Первый выпуск ее включен в состав труппы. На Всероссийском смотре театральной молодежи в 1947 году были премированы актеры театра А. Шешко, Г. Карнович-Валуа, В. Егоров (окончил студию театра). Они являются исполнителями центральных ролей репертуарных спектаклей театра — «Парень из нашего города», «За тех, кто в море», «Под каштанами Праги», «Наш общий друг».

На протяжении двадцати лет театр поддерживает тесное общение со зрителем. Он связан с коллективами Энергетического института, Автозавода имени Сталина, Военной академии имени Ворошилова. Со своими друзьями — зрителями — театр обсуждает новые спектакли, часто выезжает к ним с творческими отчетами.

Выросший из недр художественной самодеятельности, театр оказывает ей существенную помощь. Так, во Дворце культуры Автозавода имени Сталина актеры и режиссеры театра С. Штейн и Н. Паркалаб на протяжении многих лет руководят драматическими студиями.

За двадцать лет театр прошел сложный путь, коллектив его преодолел много трудностей. Театр вступает в свое тридцатилетие полный творческих сил.

 

Заведующий отделом культурно-просветительной работы ЦК ВЛКСМ П. МОСКОВСКИЙ