Главная  |  Актеры  |  Александр Абдулов  |  Рецензии  |  Знакомтесь: Ирина Алферова и Александр Абдулов (1980 год)

Знакомтесь: Ирина Алферова и Александр Абдулов (1980 год)

Навстречу III всесоюзному совещанию молодых кинематографистов.
Знакомтесь: Ирина Арферова и Александр Абдулов


В зале суда слушается дело о разводе. Дело о страдании. О потере. Крахе... Так, с крушения любви, начинается фильм «С любимыми не расставайтесь» — экранизация одноименной пьесы Александра Володина, история горькая, драматическая, несущая героям опустошающую тоску.

Главные роли в фильме, снятом на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссером П. Арсеновым, сыграли артисты Московского театра имени Ленинского комсомола Ирина Алферова и Александр Абдулов. Их герои — молодые, симпатичные, но не привыкшие еще серьезно думать. Жизнь для них — как игра: поженились, потом развелись, комнату меняют «на две в разных районах»... А оказалось — не так все просто. Как самоуверен Митя — герой Абдулова — вначале, когда по одному лишь мимолетному подозрению в измене требует развода с женой, и как растерян, беспомощен в финале фильма перед долго накипавшим, безудержным, как сорвавшаяся пружина, признанием Кати: «Я скучаю по тебе, Митя!» Эти двое так похожи — даже внешне, так едины в своем подчеркнутом протесте, в каком-то детски отчаянном стремлении отрезать, зачеркнуть прошлое, так беспомощны в своей демонстративной самостоятельности, что сразу ясно, сколь нелепа их попытка уйти друг от друга. В душевных муках пробиваются они от легковесного понимания любви к вечному ее смыслу.

Облик, слова, пластика героев Алферовой и Абдулова — привычные, сегодняшние, узнаваемые. Отдельные сцены фильма снимались скрытой камерой — на улице, танцплощадке, — и актеры ничем не выделяются в толпе. Между тем в творческой палитре И. Алферовой и А. Абдулова есть и другие, краски.

— Вот только что вы играли спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — спектакль яркой, открытой публицистики. А в последнем своем фильме вы встретились с драматургией негромкой, драматургией полутонов и камерных (хотя по-своему и острых) проблем. Если между ними выбирать, что вам ближе?

А. АБДУЛОВ. Конечно, ближе стилистика драматургии Володина.

И.АЛФЕРОВА. Мне тоже.

— В чем, по-вашему, причина столь пристального интереса к произведениям этого автора? Только за последний год вышли три фильма — «Осенний марафон», «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь)»...

А. АБДУЛОВ. Отношения между людьми, любовь, семья — это проблемы для всех, вечные темы, ведь даже самые маленькие дети играют в «дочки-матери». В наш рациональный век люди, сами того не замечая, порой боятся искренности, боятся глубоких чувств и часто от этого страдают. Герои Володина утверждают иногда на собственном печальном опыте непреходящую ценность человеческих чувств. Картина наша обо всех, о нормальной жизни...

И. АЛФЕРОВА: Скорее, о ненормальной.

А. АБДУЛОВ: Конечно, то, что происходят с нашими героями, — это ненормально, точнее, не должно быть нормой отношений, но ведь это, к сожалению, отнюдь не редкость, это то, что волнует многих... Десять лет назад, когда Володин написал «С любимыми не расставайтесь», пьесу эту поставили сразу несколько театров. А сейчас вышел фильм.

Пьеса «Пять вечеров» была написана более двадцати лет назад, прошла тогда по многим театрам, а фильм вышел в прошлом году и собрал громадную аудиторию. Значит, написанное тогда актуально и через десять и двадцать лет. Хотя, конечно, сегодня многое видитсй по-иному, как бы прочитывается заново.

...Ирину Алферову зрители впервые увидели в роли Даши в многосерийном телефильме В. Ордынского «Хождение по мукам». И сразу запомнились ее строгая красота, достоинство и сдержанность, вдруг взрывающиеся чем-то юным, лукавым, а потом опять сдержанность, строгость. В прошлом году актриса снялась в телефильме «Д'Артаньян и три мушкетера», поставленном Г. Юнгвальдом-Хилькевичем, сыграла очаровательную Констанцию Бонасье. В театре ее дебютом стала Ася в спектакле «Сержант, мой выстрел первый!» по пьесе Э.Володарского.

Александр Абдулов поначалу обратил на себя внимание театральными работами. Плужников из спектакля «В списках не значился» по Б. Васильеву и Хоакин в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» сделали актера известным среди зрителей театра имени Ленинского комсомола. В последней премьере театра, «Жестоких играх» А. Арбузова артист с успехом сыграл Никиту. И на телевидении его судьба складывалась удачно — роли были непохожие и интересные: Медведь и адвокат Рамкопф в телефильмах Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен», Гринев в экранизации пушкинской «Капитанской дочки»...

В кино поначалу повезло меньше. Молодой актер с хорошими внешними данными использовался скорее по типажному принципу. Из киноролей Абдулова наиболее запомнилась роль доктора Рогова в «Золотой речке» режиссера В. Дормана. Пожалуй, главное, что объединяет героев Абдулова, — душевная чистота, неискушенность. Оттого часто теряются они при встрече с трезвым расчетом,.. ложью, подлостью. Позже приходят боль, решимость и сила.

Ирина Алферова и Александр Абдулов — выпускники Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.

— Вот вы — театральные актеры, выпускники театрального института. Было ли для вас что-нибудь сложным, непривычным, непредвиденным на съемочной площадке?

А. АБДУЛОВ. Я не согласен с тем, что тут какая-то принципиальная разница. Хороший актер может играть одинаково хорошо и на сцене и перед камерой.

И. АЛФЕРОВА. А по-моему, подход к образу в театре и в кино достаточно различен. В театре над ролью работаешь долго, от застольного периода до генеральной репетиции, начиная с эскиза, наброска образа и постепенно делая его все более полным. В кино надо быть «в образе» уже в первый съемочный день. И потом в кино камера улавливает каждый оттенок чувства, в театре же все эмоции приходится несколько форсировать. Меня утвердили на роль в фильме «Хождение по мукам», когда я училась на четвертом курсе института. У меня еще не было никакого практического опыта, профессионализму училась на съемочной площадке. Когда после пяти лет съемок я начала играть в театре, то не могла понять, почему в зале не видны мои слезы.

А. АБДУЛОВ. Мы должны уметь работать и на сцене и на съемочной площадке. В институтском дипломе так и сказано: «актер театра и кино».

И. АЛФЕРОВА. Это только название. Конечно, хорошо бы изучать в театральных вузах основы киномастерства.
Фильм «С любимыми не расставайтесь» уже вышел на экраны. К актерам пришло немало зрительских писем. Пишут главным образом молодые люди, узнающие себя в героях картины и благодаря этой грустной истории, рассказанной с экрана, что-то понявшие или, может быть, впервые о чем-то важном задумавшиеся... А у актеров уже началась работа над новыми фильмами.

И. АЛФЕРОВА. Режиссер Б. Савченко приступает к съемкам телефильма по роману В. Кетлинской «Мужество». Меня удивило и обрадовало приглашение на роль Клары. Ничего подобного мне до сих пор играть не приходилось. Эта женщина — одна из руководителей большой комсомольской стройки. И судьба и характер очень непростые. К тому же роль возрастная: Клара, если помните, старше большинства героев романа — строителей города.

А. АБДУЛОВ. А у меня сейчас начинаются съемки в двух картинах, где я играю диаметрально противоположные характеры. Режиссер В. Басов предложил мне роль рабочего парня в фильме «Факты минувшего дня», и одновременно мне предстоит сыграть бандита в современном детективе «Сицилианская зашита», который снимает в Ленинграде режиссер И. Усов.



М. КАРАПЕТЯН
Журнал "Советский экран" 1980 год