Главная  |  Актеры  |  Александр Абдулов

Александр Абдулов

Александр Абдулов

Александр Абдулов, как и многие из великих артистов Советского Союза и России, родился в театральной семье, в раннем детстве познакомился с актерскими буднями и получил сценический опыт еще до того как пошел в школу. Такие мастера сцены как Абдулов буквально выросли в театральном «закулисье», и потому наделены способностью особенно остро чувствовать все те события, которые разворачиваются перед зрителями.

Впрочем, судьба Александра очень неоднозначна в этом плане: с одной стороны, он практически начал свою сознательную жизнь в стенах театра, который для его родителей был ничто иное как Храм, с другой стороны, Абдулов поначалу не тянулся к творчеству, больше предпочитая спорт. Но усилия отца, со временем, возымели ожидаемое действие, и самый младший из Абдуловых ступил на заранее уготованную ему стезю. Да не просто ступил – еще и дошел по ней до весьма немалых успехов!

Впервые Александр Абдулов принял участие в спектакле, когда ему было 5 лет. Нельзя сказать, что ему это понравилось, скорее наоборот. К первому опыту мальчика подтолкнул отец – режиссер Ферганского драматического театра, на сцене которого и произошло сие памятное событие!

Следует отметить, что кроме Александра у четы Абдуловых имелось еще два, более старших сына. Что интересно, оба они были расположены к театру значительно более чем младший – тот тяготел к фехтованию и видел себя скорее призером различных чемпионатов, нежели любимцем театральной публики.

Отец будущего великого актера – Гавриил Данилович, изначально пытался привить любовь к театру каждому из сыновей. В какой-то мере это ему удалось, но на выбор профессии не повлияло. Таким образом, Александр, к моменту завершения им средней школы, являлся последней надеждой для отеческих амбиций и потому был принудительно отправлен поступать в Щепкинское училище.

Первая попытка была неудачной. Может, Абдулов сам не особо старался, может, волнение дало о себе знать, может, на то была воля провидения, но факт остается фактом – он вернулся назад ни с чем. Как бы то ни было, но воля родителей осталась неизменна и через год младший сын снова отправляется в столицу, окончательно уяснив, что спортсменом ему стать не доведется. На сей раз он подает документы в ГИТИС и легко туда поступает.

Обучение Абдулова в академии проходило на курсе известного актера и режиссера Иосифа Моисеевича Раевского. Учеба давалась Александру легко, а вот проживание в Москве, даже в советское время, требовало от него регулярно проявлять трудовой энтузиазм – подрабатывать грузчиком. Иногда будущий кумир миллионов снимался в массовке, но такое случалось не столь часто, основной доход бедному студенту приносил физический труд.

После того как Абдулов получил диплом, его пригласил на работу Марк Захаров. Режиссер последние два года присматривался к талантливому студенту и в 1974 году наконец-то принял его в труппу театра Ленинского Комсомола. Абдулов, от природы обладавший неординарными пластикой и выразительностью, стал отличным приобретением для Ленкома. Уже первое его появление на профессиональной сцене позволило понять, что М. А. Захаров, как всегда, не ошибся.

Первой значительной ролью, после которой Александр оказался превознесен волной искреннего почитания, стал лейтенант Плужников из спектакля «В списках не значился». Эта роль оказалась знаковой для начинающего актера и во многом определила его дальнейшую судьбу в театральных постановках и художественных фильмах.

Кстати, первая крупная роль в кино совпала по времени с первой женитьбой Александра Гавриловича, связавшего себя узами брака с актрисой Ириной Алфёровой. Обзаведясь семьей в 1973 году, Абдулов, словно получив изрядную творческую подпитку, начинает активно продвигаться в кинематографической работе. Он снимается в таких лентах как «Пропавшая экспедиция», «Двенадцать стульев», «Место встречи изменить нельзя» и приобретает все большую любовь среди советских зрителей.

Творческим апогеем его киносъемок в 70-х годах стала главная роль в фильме «Обыкновенное чудо», которая позволила Абдулову продемонстрировать себя как романтического героя. Наиболее полно раскрыть образ Медведя, очень лиричный и, в то же время, полный трагизма, по мнению режиссера мог только Александр Гаврилович. Марк Захаров даже не стал пробовать на эту роль никого другого – в ней он видел Абдулова и только его!

Следующее десятилетие явилось для актера временем больших свершений. Именно в этот период он достигнет того уровня популярности, который будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь. Добиться этого Абдулов сможет благодаря своим ролям в фильмах «Сицилианская защита», «Чародеи», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Гардемарины, вперёд!», «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и многим другим. Почетное звание Заслуженного артиста РСФСР, присвоенное актеру в 1986 году, стало общественным признанием его вклада в театральное и кинематографическое искусство.

На сцене Ленкома он не менее блистателен, нежели в кино. К приходу девяностых Александр Гаврилович прочно вошел в число самых востребованных актеров театра, стал образцом благородства в актерской игре и жизни, а немногим позже получил почетное звание Народного артиста РСФСР.

В 1993 году союз Абдулова и Алферовой распался. Александр крайне тяжело пережил расставание, но потерянного было уже не вернуть и у актера появилась новая спутница – Галина Лобанова. С ней он не оформлял отношений, но прожил в любви, нежности и уважении восемь чудесных лет. Эти годы стали для Александра очень плодотворным временем: он снялся в фильмах «Грехъ. История страсти», «Крестоносец», «Шизофрения», «Бременские музыканты и К», «Next. Следующий» и порадовал своих театральных поклонников восхитительным исполнением ролей во многих спектаклях Ленкома.

Новое тысячелетие Абдулов встретил на недосягаемых высотах творчества. К этому этапу своей жизни он подошел, будучи награжден почетными призами, дипломами, премиями и грамотами, которые год за годом находили Абдулова, как следствие его выдающихся актерских и режиссерских заслуг. Александр Гаврилович даже удостоился высокой правительственной награды – Ордена Почёта, который ему торжественно вручили в Кремле.

Всеобщая любовь к Александру Абдулову была непоколебима и заоблачно высока, а вот в личной жизни снова наступил разлад… Оставшись в одиночестве, актер перенес тяжелейшую депрессию, хотя это и не сказалось на его театральной активности. Абдулов никогда не стремился демонстрировать свои жизненные переживания. Открытый в радости, он до последнего таил свои проблемы, которых в жизни кумира было не так уж и мало, как могло показаться человеку несведущему.

Новые театральные и кинематографические свершения пришли вместе с тяжелыми хроническими заболеваниями. Здоровье Абдулова, бездумно растрачиваемое им в течение всей прошлой жизни, подошло к своей критической отметке. Александр не обращал внимания на резкие изменения в самочувствии – он был бесконечно молод душой и привык стоически переносить жизненные трудности. Но это был не тот случай…

А. Г. Абдулов продолжал сниматься в кино, регулярно выходил на прославленную сцену Ленкома, где выжимал себя до последней капли. Он, как и раньше, желал жить активной жизнью, несмотря на обострившиеся проблемы с пищеварением и головные боли. В 2005 году Александр Гаврилович нашел свою третью и последнюю спутницу, которая была с ним последние годы его жизни.

Новая любовь дала Абдулову значительный приток жизненной энергии. Он с новой силой взялся за творчество и не жалея себя работал над театральными и кинематографическими ролями. Словно чувствовал близкий финал и хотел успеть как можно больше. Но жизнь распорядилась иначе – прямо на съемочной площадке у Абдулова случился острый приступ прободной язвы.

Его срочно доставили в Севастопольскую городскую больницу и прооперировали. Наркоз, использованный при операции, оказал негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему, которая отозвалась осложнениями гипертонии и сильными болями в сердце. Очередное обследование в московской клинике выявило рак легких, находящийся в запущенной четвертой стадии. Актер не верил до последнего – он даже прошел повторное обследование в израильской клинике, но и там ему озвучили неутешительный диагноз…

Рак, вызванный длительным стажем курения, затронул все соседствующие органы, поразив их глубокими метастазами. Абдулов согласился пройти химиотерапию, хотя шансов на излечение у него, к тому времени, уже не оставалось. Лечение в израильской клинике дало незначительное облегчение, и Абдулов решил вернуться домой – к семье, к новорожденной дочке…

Летом 2007 года Абдулов нашел в себе силы, чтобы получить из рук Президента орден «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени. Посещение Кремля стало последним публичным выходом Александра Гавриловича. Осенью ему становится хуже и он попадает в Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Врачи отчаянно борются за жизнь великого актера, но всем уже понятно, что ему отмеряны месяцы, а может и недели.

В начале января 2008 года Абдулова не стало среди нас. Он скончался в Бакулевском центре, на рассвете. Прощание с Александром Гавриловичем прошло спустя два дня в небольшом храме, восстановленном при содействии актера. В тот же день Александр Абдулов был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Его уход явился огромной трагедией для многих и многих поклонников актера, а также всех тех, кто любит и ценит российский театр… 

Роли Александра Абдулова в постановках Ленкома:

"Диктатура Совести"(пьеса Михаила Шатрова, постановка Марка Захарова, режиссер Юрий Махаев, сценография О. Шейнциса, музыкальное оформление В.Шкиля)  - Верховенский,

"В списках не значился" (инсценировка - Марк Захаров и Юрий Визбор, постановка М.Захаров) - Лейтенант Плужников,

"Оптимистическая Трагедия"- Сиплый,

"Поминальная Молитва" -(пьеса Г.Горина, постановка н. а. М. Захарова, сценография О. Шейнциса, Режиссер Ю. Махаев) - Менахем Мендель, 
 

"Школа для эмигрантов" - Трубецкой,

"Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" - Хоакин,

"Жестокие игры" - Никита,

"Дорогая Памелла" (постановка - Петр Штейн) - Брэд Виннер, субъект лет тридцати,

"Варвар и еретик" - Алексей Иванович,

"Затмение (Пролетая над гнездом кукушки)" (постановка: А. МОРФОВ ) - Макмерфи,

"Женитьба",

"Юнона и Авось"(постановка М. Захарова, сценография О. ШЕЙНЦИСА, музыка А. Рыбникова) - Человек театра , Фернандо Лопес,

"Плач Палача" - Палач,

"Карманный театр"(постановка П. Штейн) - на карнизе,

"Гамлет "(В.Шекспир, постановка А.Тарковского, режиссер Владимир Седов, художник Тенгиз Мирзашвили) - Марцелл,

"Гамлет"(постановка н. а. Г. ПАНФИЛОВА, сценография О. ШЕЙНЦИСА, Композитор з. д. и. А. РЫБНИКОВ) - Лаэрт, сын Полония.

    Интересные статьи:

     Здесь любят поиски

     Александр Абдулов -1980 год

     Ирина Алферова и Александр Абдулов

 

 

 

 

Александр Абдулов: статьи об актере
Александр Абдулов: отзывы зрителей (1)
 

Александр Абдулов: фотогалерея